Главная /  Блог / Является ли Scrum “волшебной таблеткой” для менеджмента? Часть 1.

Является ли Scrum “волшебной таблеткой” для менеджмента? Часть 1.

09/17/202110 мин на прочтение

Что скрам дает заказчику и почему фокусироваться необходимо именно на scrum-команде? На эти и другие каверзные вопросы ответил Валерий Семилетов, CEO компании Softvoya. 

Что такое scrum в двух словах, в чем его подход и цели?

Валерий: Scrum – это фреймворк основанный на эмпиризме и бережливости, который позволяет нам поставлять ценность решая сложные задачи. Он разделяет принципы и ценности Agile.

Как постановка цели продукта увеличивает эффективность скрам-команды?

Валерий: Если мы говорим о выполнении задачи и исполнителе, то в ситуации, когда задача сформулирована вне контекста без объяснения цели, мы рискуем получить результат только после совершения целого ряда ошибок и внесения нескольких кругов правок, что неэффективно. Если же у нас четко сформулирована цель, мы намного лучше понимаем, что нам нужно получить в результате выполнения задачи, и цель достигается куда более эффективным путем. 

Даже если у нас не хватает всех требований, по крайней мере мы знаем, к чему мы стремимся. Цель – это конечная точка, и постановка цели позволяет команде лучше понимать куда идти. 

Наличие цели позволяет четко фильтровать входящую информацию. Это позволяет оценить новую задачу на предмет соответствия цели, ради которой мы трудимся.  Таким образом, команда выполняет ту работу, которая приближает нас к цели.  Это также повышает эффективность: сотрудники получают цель, через которую они могут пропускать всю свою деятельность и уменьшать объем ненужного труда. 

Получается, что цель позволяет анализировать нашу работу?

Валерий: Безусловно. Цель должна быть структурирована и емко выражена в одном-двух предложениях. Она позволяет тебе понимать, куда ты идешь.  Понимая это, нам легче осознать, как достичь результата наиболее эффективным и быстрым способом. Если у нас нет четко выраженной измеримой цели, мы начинаем череду проб и ошибок, не понимая какой результат станет для нас удовлетворительным. Более того, наличие цели помогает людям самоорганизовываться для ее достижения, тем самым отпадает потребность в микро менеджменте. 

Что меняется в команде (не только в работе, но и в отношении людей к ней) и в самой разработке после внедрения скрам?

  • Первое, что меняется – осмысленность действия. Цель придает работе смысл. Очень часто, когда мы общаемся с сотрудниками при приеме на работу, мы спрашиваем причину ухода с предыдущего места. Частная причина выгорания кандидатов – бесцельность их действий. Получается, что осмысленность – уже хороший мотиватор для работы;
  • При scrum-подходе мы регулярно взаимодействуем со стейкхолдерами проекта и лучше понимаем их ожидания и требования, а значит быстрее достигаем необходимых результатов. Это уменьшает количество ненужной работы. Ничто так не лишает мотивации, как выбрасывание своей собственной работы или постоянное переделывание. Scrum позволяет свести это к минимуму;
  • Scrum отдает на уровень команды ответ на вопрос “Как нам достичь цели спринта?”, таким образом команда сама определяет процесс достижения этой цели. Это приводит к формированию среды, в которой ей работать комфортно и нравится;
  • Еще один фактор – командная игра: если ответственность за результат на команде, то отдельный разработчик не может сказать: “Я все сделал”. Либо к финишу приходят все, либо никто. Это общая ответственность, люди начинают работать вместе и договариваться между собой.

Все эти факторы дают команде мотивацию: как писал Дэниел Пинк в своей книге “Драйв”, для высокой мотивации у работника должно быть 3 вещи:  автономия (человек сам выбирает, как выполнять задачу), мастерство (необходимость в учебе и развитии, чтобы выполнить задачу) и цель (зачем это все нужно).

Но не всегда же в команде работают люди, которые стремятся к достижению результата одинаково?

Валерий: Безусловно. Любую хорошую идею и начинание можно испортить плохим исполнением. Если человеку все равно, будь то scrum или waterfall, результата не будет. 

Сначала мы пытаемся интегрировать человека в работу по scrum и объяснить, какую это ему принесет пользу, но если при этом он не меняется, то с человеком нужно попрощаться. Если он не разделяет ценностей команды, у вас не получится сотрудничества. Agile подразумевает высокий уровень самоорганизации и самоуправления, и если люди не разделяют эти принципы, надо поступательно менять команду.

Если скрам не сработал: какие ошибки чаще всего допускают scrum-команды при внедрении и в работе, и как их избежать?

Валерий: Если мы говорим, что scrum не сработал, то проблема скорее всего не в скраме, а в нас. Дело может быть  в продукте, который мы разрабатываем или поддерживаем, потому что сам продукт может изначально  не позволять нам работать по скраму. Scrum не волшебная таблетка от всех болезней менеджмента. Надо понимать внутреннее устройство организации, в которой вы работаете, если не вся организация работает по фреймворку Scrum или разделяет принципы Agile, то здесь могут возникать проблемы при внедрении скрама. У вас может быть команда, которая работает по скраму, но подчиняется она людям внутри стандартной иерархической структуры. Разность подходов в рамках одной структуры будем препятствовать внедрению скрам.  

Мешать может и сама команда: люди могут не разделять эти ценности, не хотеть прозрачности, открытости, самоорганизации, не хотят брать на себя ответственность. 

Если  у вас что-то пошло не так при внедрении scrum, в чем может быть проблема?

  • Вы внедряли не scrum, а ваше собственное представление о нем;
  • Проекты, которыми вы собираетесь управлять, сам подход и стиль остаются при этом линейными;
  • Отсутствие scrum-специалистов, что может испортить все ваши благие намерения.

Как правильно внедрить scrum в работу компании?

Валерий: Не существует единого способа внедрить scrum. Если мы хотим получить рецепт, составить некую последовательность действий и выполнив ее прийти к четкому результату, то это линейное мышление. Scrum – это постоянная динамика и единого рецепта успеха нет. 

Как измерить результат? Предположим, что  оценка задачи у нас статичная, то есть до внедрения мы выполняли 10 задач в неделю, а после начали выполнять 12 задач. Это, успех или нет!? А если мы начали выполнять 8 задач в неделю, при этом заказчики стали более довольными? Более того, что такое качественно и успешно – зачастую субъективная оценка каждой отдельной компании. Это вопрос целей организации, того, что для нее важно: сколько она зарабатывает, довольные клиенты, довольные сотрудники или все это в совокупности. Не поставив цели и не измерив до и после, мы не можем понять, правильно ли мы внедрили scrum. 

Процесс внедрения постоянен. Scrum развивается, компания развивается, приходят новые люди и постоянно происходят изменения. Scrum это последовательность итераций и постоянные улучшения, так же и внедрение Scrum – последовательность итераций и постоянное улучшение того, что было вчера. Если ты сегодня делаешь лучше, чем вчера, ты в конце придешь к той цели, которую для себя ставишь. 

На чем действительно стоит сфокусироваться в работе по скрам, на что делать ставку?

Валерий: фокусироваться надо на людях. Если мы говорим, что основа Scrum это самоорганизация и самоуправляемость, а его ценности это обязательство, сфокусированность, уважение, открытость и смелость, то надо понимать, что успешный scrum – когда люди начали работать таким образом. Надо работать с командой: с их препятствиями, барьерами, страхами, как и надо работать с внешней средой организации, доносить до людей, что для них изменится, что это им даст, что что изменится в лучшую сторону. 

То есть скрам-мастер это еще и психолог?

Валерий: я бы сказал, что это в чистом виде тренер (во всем многообразии этой роли). Он, конечно, должен быть при этом немного психологом и понимать предметную область, чтобы разговаривать на одном языке с людьми, которых он пытается организовать.

Мы поняли, что Scrum ставит в основу процесса разработки человека, и основная задача внедрения этого фреймворка – правильно организовать работу команды и вовлечь всех участников в процесс. А как вовлеченность персонала влияет на конечный результат разработки продукта? Действительно ли каждый сотрудник компании одинаково влияет на результат разработки и имеет вес в компании, которая работает по скрам?

Валерий: Есть такая пословица – “Своя рубашка ближе к телу”. Когда мы работаем со scrum, а продукт допустим это рубашка, то это становится нашей рубашкой, ведь мы вместе формируем бэклог продукта, вместе работаем над целями и продуктов, сами организовываем часть процессов. Scrum делает человека причастным к созданию, а не просто исполнителем, а также создает единую команду. В итоге такое отношение рождает то, что мы стремимся к качеству, эффективности, осмысленности и результат выходит лучше, чем когда мы делаем на заказ и не работаем как одна команда. 

Скрам не учит, что каждый одинаково влияет на результат разработки. Уровень влияния будет ограничен ролью, полномочиями, компетенциями, так как к сотруднику адресуются в основном те вопросы, в которых он профессионал. Это не уравнивание, это возможность проявить себя. Степень влияния всегда определяется компетенциями и личными качествами. 

Дорогие читатели, это еще не все! Дальше вас ждет еще больше интересного, так что переходите на вторую часть интервью😊

Каждая великая идея начинается
с одного маленького шага

Давайте обсудим

Недавний пост

“Хороший интерфейс — тот, которого не видно”.

Главные секреты и лайфхаки дизайна мобильных приложений раскрывает Мария, начальник отдела UX/UI дизайна в Softvoya. Расскажите своими словами, кто такой  UX/UI дизайнер и в чем его основные функции? Мария: Я бы сказала, что UX/UI дизайнер – это психолог, который строит мост между требованиями бизнеса и простым человеком, который пользуется продуктом. Задача дизайнера – не заставлять […]

Читать еще